🌻 О СЕМЕЙНОМ МИРОСОЗЕРЦАНИИ 📙 Бесценные рассуждения о детях и вере талантливого педагога 20 века Софьи Сергеевны Куломзиной Мне хочется поделиться с другими родите­лями мыслями о том, что хорошее и важное можно дать нашим детям, как правильно их воспитать. Как верующие христиане, мы стараемся на­учить наших детей христианскому вероучению и законам церкви. Учим их молиться и хо­дить в церковь. Многое из того, что мы го­ворим и чему учим, забудется позднее, уте­чет, как вода. Возможно, другие влияния, другие впечатления вытеснят из их сознания то, чему их учили в детстве. Но есть основа, трудно определяемая сло­вами, на которой строится жизнь каждой се­мьи, некая атмосфера, которой дышит семей­ная жизнь. И вот эта атмосфера очень сильно влияет на формирование «душевного образа» ребенка, определяет развитие детских чувств и детского мышления. Эту общую, трудно оп­ределяемую словами атмосферу можно назвать «миросозерцанием семьи». Мне кажет­ся, что как бы ни сложились судьбы людей, выросших в одной семье, у них всегда остает­ся что-то общее в их отношении к жизни, к людям, к самому себе, к радости и к горю. Не могут родители создать личность свое­го ребенка, определить его таланты, вкусы, вложить в его характер желательные им чер­ты. Мы не «творим» наших детей. Но наши­ми усилиями, нашей собственной жизнью и тем, что мы сами восприняли от наших роди­телей, создается определенное миросозерцание и отношение к жизни, под влиянием которых будет расти и развиваться по-своему личность каждого из наших детей. Выросший в опреде­ленной семейной атмосфере, станет он взрослым, семьянином и, наконец, стариком, всю жизнь неся на себе ее отпечаток. Какие же главные черты этого семейного миросозерцания? Думается мне, что самое существенное – это то, что можно назвать «иерархией ценностей», то есть ясное и искреннее сознание того, что более важно и что менее важно, например за­работок или призвание. Искренняя, незапуганная правдивость – одно из самых драгоценных качеств, которые даются семейной атмосферой. Неправдивость детей иногда вызывается у них страхом нака­зания, страхом последствий какого-нибудь проступка, но очень часто у добродетельных, развитых родителей дети неискренни в выражении своих чувств, потому что боятся не со­ответствовать высоким родительским требо­ваниям. Большая ошибка родителей – требо­вать от детей, чтобы они чувствовали так, как родителям хочется. Требовать можно соблюдения внешних правил порядка, исполнения обязанностей, но нельзя требовать, чтобы ре­бенок считал трогательным то, что ему ка­жется смешным, восторгался тем, что ему неинтересно, чтобы любил тех, кого любят ро­дители. Мне кажется, что в семейном миросозерца­нии очень важна его открытость к окружаю­щему миру, интерес ко всему. Некоторые сча­стливые семьи так замкнуты в себе, что окру­жающий мир – мир науки, искусства, челове­ческих отношений – им как бы неинтересен, для них не существует. А молодые члены се­мьи, выходя в мир, невольно чувствуют, что те ценности, которые были частью их семей­ного миросозерцания, не имеют никакого от­ношения к внешнему миру. Очень значительным элементом семейного миросозерцания является, мне кажется, пони­мание смысла послушания. Часто взрослые жалуются на непослушание детей, но в их жа­лобах бывает непонимание самого смысла послушания. Ведь послушания бывают разные. Есть послушание, которое мы должны вну­шить младенцу ради его безопасности: «Не трогай, горячо!», «Не лезь, упадешь!» Но для восьми-девятилетнего уже важно иное послу­шание – не сделать чего-нибудь плохого, ко­гда тебя никто не видит. А еще большая зрелость начинает проявляться, когда ребенок сам чувствует, что хорошо и что плохо, и сознательно удерживается. Помню, как меня поразила семилетняя девочка, которую я взяла с другими детьми в церковь на длинную службу чтения 12-ти Евангелий. Когда я предложила ей посидеть, она серьезно посмотрела на меня и сказала: «Не всегда нужно делать то, что хочется». Цель дисциплины – научить человека вла­деть собой, быть послушным тому, что он считает высшим, поступать так, как он счита­ет правильным, а не так, как ему хочется. Этим духом внутренней дисциплины должна быть проникнута вся семейная жизнь, родите­лей еще больше, чем детей, и счастливы те дети, которые растут в сознании, что их ро­дители послушны правилам, которые они исповедуют, послушны своим убеждениям. Еще одна черта имеет большое значение в общей семейной жизни. По учению святых православной церкви, самая главная доброде­тель – смирение. Без смирения любая другая добродетель может «испортиться», как портят­ся продукты без соли. А что такое смирение? Это способность не придавать слишком боль­шого значения самому себе, тому, что ты го­воришь и делаешь. Эта способность видеть самого себя таким, как ты есть, несовершен­ным, иногда даже смешным, способность иной раз посмеяться над собой, имеет много обще­го с тем, что мы называем чувством юмора. И думается мне, что в семейном мировоззрении играет очень большую и благодатную роль именно такое, легко воспринимаемое «смирение».

Теги других блогов: семья воспитание миросозерцание